• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Петлюра: шик коммунизма

6 Марта 2012 | Автор текста: Виктор Нехезин
Петлюра: шик коммунизма
Петлюра

© Александр Ермилов

RS выяснил, как сегодня обстоят дела с «модами Петровского бульвара» — в творческой мастерской художника Александра Петлюры собраны вещи, которыми можно укомплектовать всех гуляющих по Бульварному кольцу

Художник и коллекционер Александр Петлюра лежит в трениках и майке-алкоголичке на диванчике в кухне своего жилища на Петровском бульваре. Вчерашняя ночь вошла в крутое пике после решения продолжить водочное застолье абсентом. День пошел коту под хвост, но к вечеру Александр наконец-то готов к фотосессии для RS — благодаря опохмелу в виде все того же абсента. Этажом ниже, в полуподвальном помещении студии, уже вовсю гремит очередная вечеринка. У Петлюры они, похоже, следуют нон-стопом — двери открыты всем, и хозяин по большей части понятия не имеет, кто зашел к нему в гости на этот раз. «Образ жизни?! Ха-ха! Нету образа, есть жизнь!», — добродушно поясняет Александр, а какая-то девушка, заглянувшая поглазеть на съемку, с восхищением сообщает, что была в шоке: оказывается, этому сухопарому сумасшедшему живчику 57 лет!

В феврале выходит на экраны фильм Олега Флянгольца «Безразличие», для которого Петлюра придумывал костюмы, однако он тут же расставляет точки над «i»: речь идет не о работе над целым фильмом, а о помощи в двух-трех сценах. «Флянц мне сказал: есть большая сцена и есть маленькая сцена. В одной гопники встречаются со стилягами. А со мной очень удобно — я сам всегда сразу как художник все придумываю. Говорю: вот это, вот это, вот это, на конфликте надо одеть вот в такую одежду. Флянц даже ничего не обсуждал. Флянц очень хорош, он как раз из тех, кому по х** личность. Флянц вообще классный мужик».

Это все семидесятые. Рубашку я купил в Восточном Берлине за семь евро. П**дец рубашка, которой могла обладать какая-нибудь мегастар!
Фото: Александр Ермилов

Точно так же было на предыдущей кинокартине Петлюры — «Мишени» Александра Зельдовича. «Я там тоже работал — спасал костюмы. Зельдович уже после премьеры ко мне приезжает и говорит: «Сейчас был в Америке, и все спрашивают: что за замечательная сцена с балом бомжей? Кто у вас художник по костюмам? А я отвечаю: ну у нас был сначала плохой художник, а вот на этой сцене — хороший. Петлюра нас спас». А было как. Во время съемок он заявляется и говорит: надо одеть пятьдесят бомжей. Я говорю, три тыщи долларов. Звонит через час: а сто бомжей? Я говорю, шесть тыщ. Он говорит — давай пять пятьсот. Только мы тебя завтра прямо в восемь утра забираем. Я говорю, забирайте, б**дь. Пошел в мастерскую, насобирал чего-то, х**ню какую-то. Я говорю, мне нужно человек пять костюмеров. Зельдович говорит, пожалуйста. Он потом сказал, что и вторая сцена — большая светская тусовка — у нас тоже провалена, кто-то как бы прое**л деньги и ничего не придумал. Ну я и ту сцену спас. Какая разница мне?! Мне по х**. Главное, чтобы хорошо платили».

Легенда российского андеграунда покладисто выслушивает пожелания фотографа насчет стилистики съемки, моментально подбирает детали одежды и одновременно объясняет, почему он не работает в кино на постоянной основе: «Ну разве можно пойти работать на фильм за две пятьсот долларов?! Б**дь, в месяц! Когда можно получить три за один вечер. Я сказал: «Флянц, только не е** мозги — две пятьсот, и больше я ни шагу не сделаю!» Нет, ну мне ж западло как бы. Ты делаешь на фильм костюмы, в котором актер, Миша Ефремов, которого я по «Маяку» таскал обоссанного, — и он получает пять тыщ в день, а ты пойдешь за это за две пятьсот в месяц?! Я в жизни, б**дь, не пойду за две пятьсот! Это для художника такая ставка. А для костюмера тыщи двести достаточно. Приходит девушка какая-нибудь, не умеет гладить, не умеет шить! Это п**дец что происходит в индустрии кино. Поэтому и кино у нас нету хорошего. Как «Пятый элемент» с Готье. «Повар, вор», где Готье решил все, начиная с сценографии, всех одел. Денег не дают! Жалко! Каждый пытается сп**дить на фильме. Каждый считает, что он главный». После этой тирады, естественно, возникает вопрос, сколько же требуется художнику Петлюре. Этот вопрос задавали ему и кинопродюсеры. «Я им начинаю рассказывать: у меня одна мастерская — 90 тысяч в месяц плачу, за вторую — сорок. Они говорят, это что — сто тридцать? Не, столько мы не дадим. Я говорю, я только начинаю рассказывать калькуляцию! Я не прошу этих денег, я просто рассказываю, во сколько мне обходится жизнь каждый месяц! Я ж не Ксюша Собчак. Я вот шесть тыщ долларов плачу примерно за мастерские, чтобы хранить там одежду. Вы хотите калькуляцию получить? Вот: не меньше десяти тысяч долларов. Они такие — «ой, б**дь». Это за месяц работы художника».

Мой любимый наполеоновский китель 1812 года, я его украл в музее в Австрии. В городе Граце. Я там жил в гостинице для художников. Это был 91-й год, как раз когда я мог стать настоящим художником — но я сказал, на х**, не хочу я заниматься искусством
Фото: Александр Ермилов

Александр упомянул «одежду», но на самом деле имеет в виду свою неимоверную коллекцию самых разных вещей — от обуви до аксессуаров. «Я все собираю. У меня три тысячи галстуков, платья — тысячи. Я собираю — по помойкам, по магазинам — и потом анализирую. Х**ва туча тростей — целая коллекция. Сотни, тысячи!» В соседней комнате одна стена полностью заставлена штабелями старых советских чемоданов — в них в основном обувь. «У меня три тысячи пар. Это все для коллекции советской обуви. А потом, может быть, я сделаю инсталляцию «Русские идут» на Красной площади». Взгляд Петлюры падает на гигантский кулон, расписанный под Хохлому, — оказалось, это настоящая тазобедренная кость. По словам Александра, именно с этой странной вещи дизайнер Денис Симачев «сп**дил» свой самый известный прием. «Я ж идеи всем рассказываю. Когда показываешь старые вещи какие-то из коллекции, там же мешки идей. На моих шутках и п**деже про одежду выросла куча дизайнеров. Ты пошутишь, а они принимают это за правду!» Впрочем, и учитель не остается внакладе: «В свое время все когда-нибудь попадаются в сеть! Я взял у Симачева кучу вещей, потом приехал и продал их за два дня. Со мной надо осторожно! Я же опасный!» Натягивая черные безразмерные штаны, Петлюра объясняет: «Это mercibeaucoup, известная очень марка японская, которая шьет всякие вещи такие е**утые. У них стиль как бы детский, такие ползунки-х*енки — японцы все такие. Они у меня были здесь студентами в 91-м году, а потом вот начали это делать». Впрочем, большая часть коллекции находится во второй мастерской: «Здесь даже не коллекция, это то, от чего избавиться надо. Что-то тут на прокат, остальное продается. На Октябрьском поле у меня художественная лаборатория, где я отбираю вещи для фильмов, для театра, там работаю. Тут разве можно работать?! То один зайдет, то второй...»

Белое с цилиндром — ох**нно. У меня есть шапокляк, сейчас на это ориентируется пол-Европы. Лера Германика тоже такой купила. Шапокляк настоящий. У рубашки пуговиц нет, потерялись, это специальные внутренние пуговицы, и есть такой карман, чтобы пуговицы надевать изнутри. Шик!
Фото: Александр Ермилов

По словам Александра Петлюры, он стал реже выезжать за рубеж на выставки, хотя там его творчество по-прежнему готовы оценивать адекватно: «Они говорят: у нас денег нет, но на Петлюру есть». Дома же главный его проект — оцифровка собственного собрания. «Надо быстрее отснять коллекцию за тридцать лет, побыстрее о ней забыть, потому что она меня держит». Другая задача — продолжать проект «Империя вещей», которая в двенадцати историях охватит период от начала до конца прошлого века. «Например, история «Солнечные цветы» — вся одежда этой страны, связанная только с цветами. Я их продал уже три серии — музею в Хельсинки, банку в Италии. Я их продаю по три тысячи евро за фотку, и это моя жизнь. Но я не симулирую (возможно, художник имел в виду «спекулирую» — прим. RS) этим, просто я очень долго вынашивал этот проект, а сделал сейчас».

Несмотря на мороз, Петлюра, согревшись еще пятьюдесятью граммами, с готовностью соглашается на съемки на улице, демонстрирует козырек-балкончик, на котором любит с утра попивать кофе, и снова возвращается к описанию своего образа жизни: «Я недавно ехал на дачу, пристегнул мопед, думал, мало ли, сп**дят зимой. Приезжаю восьмого — квартира открыта, ключи от мопеда лежат и записка от соседей: «Вы забыли закрыть квартиру». Ну б** п**дец!»

Александр Петлюра
Фильм «Безразличие» уже в прокате

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно