• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Ханс Ульрих Обрист – «Краткая история новой музыки»

25 Сентября 2015 | Автор текста: Лев Оборин
ROLLING STONE:
Ханс Ульрих Обрист – «Краткая история новой музыки»

Ad Marginem / Центр современного искусства «Гараж»

«История» Обриста — не монолог, а собрание интервью с выдающимися композиторами XX века, свидетелями всех главных изменений в музыке этого столетия сплошных эстетических революций (все эти люди, по счастью, прожили очень долгую жизнь, а многие и ныне здравствуют). «История» здесь — непрерывность не традиции, а связи и спора между композиторами прошлого и настоящего. Для известного арт-куратора Обриста новая музыка — это почти исключительно музыка академическая и авангардная: здесь не встретишь ни Канье Уэста, каким бы новатором его кто-нибудь ни считал, ни Эрика Клэптона, ни Daft Punk; заходы на территорию популярной музыки тут ограничиваются интервью с такими людьми, как Брайан Ино и Kraftwerk (последние на фоне всех остальных откровенно разочаровывают). Пол Маккартни появляется здесь лишь по поводу его сотрудничества с изобретателем первых синтезаторов Петром Зиновьевым (вот, кстати, фантастический человек, и в преклонном возрасте думающий о музыкальных интерфейсах будущего), а Radiohead и The National — ввиду их увлечения «серьезной» музыкой. Чтение интервью Обриста может опровергнуть расхожие представления об авангардистах: можно быть профессором в строгом костюме и при этом проектировать футуристические залы для исполнения только одного произведения или устраивать концерты с участием вращающихся качелей и живых птиц. 

Пересказ этой книги будет разрушением тонких связей, проясняющихся в интервью. Но, может быть, самое интересное здесь — то, каким образом вопросы Обриста помогают раскрыть его собеседников: сверхсерьезного Штокхаузена и непринужденного Картера, увлеченную новыми технологиями Полину Оливерос и Йоко Оно, которую гораздо больше знают как вдову Леннона, а не как выдающегося художника. И еще одна важная вещь — неизменный вопрос Обриста о нереализованных проектах: выясняется, что мечта многих композиторов — архитектурная утопия, масштабные помещения для правильного исполнения современной музыки (самый страстный монолог о подобном месте произносит Франсуа Бейль). Утопией эти концертные залы остаются только по экономическим причинам, и эта печальная тема — унизительные отношения масштабного, но некоммерческого искусства с миром денег и госпрограмм, — один из лейтмотивов книги Обриста.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно