• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Джонатан Котт – «Сьюзен Сонтаг. Полный текст интервью для журнала Rolling Stone»

26 Ноября 2015 | Автор текста: Лев Оборин
ROLLING STONE:
Джонатан Котт – «Сьюзен Сонтаг. Полный текст интервью для журнала Rolling Stone»
Джонатан Котт – «Сьюзен Сонтаг. Полный текст интервью для журнала Rolling Stone»

© Ad Marginem / Центр современного искусства "Гараж"

Джонатан Котт — журналист, стоявший у истоков Rolling Stone, — числится главным интеллектуалом в его истории. В разговорах с Лу Ридом он цитировал Федерико Гарсиа Лорку, Джона Леннона пытался раскрутить на высоколобые источники вдохновения (получалось примерно так: «Один критик написал, что «A Day In The Life» — это «Бесплодная земля» в миниатюре». — «Чего в миниатюре?»). Сьюзен Сонтаг, одна из главных писательниц Америки XX века, умнейший эссеист, страстно интересовавшийся поп-культурой (в книге много восторженных отзывов о Патти Смит и «Bill Haley And His Comets»), оказалась для Котта идеальной собеседницей: вместо трех часов они проговорили в общей сложности двенадцать, лишь треть интервью была опубликована в журнале в 1978 году, и только в 2013-м Котт сумел выпустить его отдельной книгой. Несколько лет назад переводчик и социолог Борис Дубин (ныне, к несчастью, покойный) вместе с издательством Ad Marginem и центром современного искусства «Гараж» начали полное издание работ Сонтаг на русском: теперь вот добрались до интервью. Следить за этим разговором — удовольствие, хотя его темы часто совсем не приятны: интервью начинается с разговора о болезни и ее парадоксальной пользе — в семидесятые Сонтаг пережила опыт борьбы с раком, и, несмотря на мучительность этого опыта, говорит: «После краха религиозной веры лишь искусство и болезнь позволяют обрести состояния, сопряженные с духовными ценностями». Свою книгу «Болезнь как метафора» Сонтаг считает одним из немногих своих трудов, которые «действительно полезны и могут пригодиться людям». Тема перетекает в тему: Котт и Сонтаг говорят о литературе, философии, рок-н-ролле, наркотиках, сексе, фашизме, молодости, семье, Франции, феминизме — и, конечно, о любви, не только к человеку, но и к миру. Любви, проявляющейся в чувстве благодарности, хотя бы за способность понимать: из дневников Сонтаг мы знаем, что всю жизнь она испытывала чувство неуверенности в себе и мучительно переживала свое мнимое дилетантство. Подобные признания сквозят и в этом удивительно откровенном интервью, хотя содержание речей писательницы говорит как раз об обратном: о глубокой компетентности во всем, что касается выражения чувств, о пристрастии не к «точным формулировкам», а к процессу уточнения. «Сама сущность мышления заключается в «но», — утверждает Сонтаг. 

Котт — цепкий собеседник, которому ничего не стоит поймать Сонтаг на противоречии (например, она говорит, что не видит разницы между мужским и женским письмом, а затем утверждает, что эссе транссексуала Джен Моррис могла написать только женщина). Но важнее то, что ему удается расположить к себе писательницу, которая всегда пыталась сочетать искренность со сдержанностью, и сделать так, чтобы эта сдержанность ушла. 


ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно